Тепловой бунт привел к выпуску пара
27 февраля 2007 года

Местные телеканалы в минувшее воскресенье поспешно распространяли новость: кабмин принял постановление о том, чтобы компенсировать стоимость отопления для тех, у кого она подскочила в 2,6 раза. А еще правительство республики приняло решение об освобождении от занимаемой должности председателя республиканской энергетической комиссии (РЭК) Рауфа Замалетдинова - за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Но стоит ли участвовавшим в акции протеста гражданам радоваться и праздновать победу?

В выходные городские власти работали - в исполкоме готовили постановление, которое станет основой для воплощения решения кабмина о компенсации тарифа на отопление. Вчера вечером председатель горисполкома Марат Загидуллов должен был его подписать. Корреспонденту "ВК" из неофициальных источников стало известно содержание этого документа. Так вот, решение о компенсации платы за тепло мало кого согреет, ведь компенсация предусмотрена частичная и не для всех.

Компенсировать тарифы на отопление решено, как у нас принято, через органы соцзащиты - в форме субсидий, что сразу исключает компенсацию расходов на тепло большому кругу населения, который, с точки зрения власти, имеет достаточный доход, чтобы платить по 649 рублей за гигакалорию. Достаточный доход - это 7 тысяч рублей в месяц на человека. Почувствуйте себя богачом - прикиньте, что остается от 7 тысяч после оплаты жилья и коммунальных услуг и транспортных расходов...

Впрочем, получать меньше 7 тысяч рублей в месяц - не значит получать субсидию: при доходе от 5 до 7 тысяч рублей возмещать будут только 25 процентов разницы в тарифах, при доходе от 4 до 5 тысяч - 50 процентов, от 3,2 до 4 - 75 процентов, и только тем, кто имеет доход до 3200 рублей, - всю разницу.

Субсидия в той форме, в которой у нас принято ее начислять, ущемляет права и интересы тех, кто зарабатывает хоть немного больше прожиточного минимума. В выигрыше остаются только бедняки, которым удорожание тепла компенсируют практически полностью. Это, возможно, и справедливо с точки зрения какого-нибудь "революционного правительства", но как-то неконституционно: этак скоро при покупке хлеба продавец будет требовать справку о зарплате и с тех, у кого она высокая, брать за батон тройную цену.

К тому же по закону документы на субсидию нужно было подать заранее. Сейчас же, когда жильцам счета за январь и февраль уже пришли, субсидия, начисляемая в заявительном порядке, может быть начислена лишь с марта, и то при условии оплаты этих счетов. Где на это возьмут деньги пенсионеры и бюджетники, никого не волнует. Все, что им пообещали, - это выплатить задним числом из городского бюджета субсидию за январь и февраль. Но когда именно ее перечислят - неизвестно. Более того, еще не подсчитано, во что это городскому бюджету обойдется, а ведь если средств не хватит, компенсация отложится надолго.

А еще эта компенсация на отопление будет начисляться с учетом социальных норм, в том числе нормы площади жилья. Стало быть, на отопление "лишних" метров придется расплачиваться даже самым бедным горожанам.

Вчера в пресс-службе исполкома корреспондента "ВК" попросили предупредить граждан: пускай они не торопятся завтра же бежать в управления соцзащиты. Мол, время есть - заявления на субсидии будут приниматься до 1 апреля. А и верно, чего бежать-то? Судя по всему, в управлениях соцзащиты право на субсидию сумеют обосновать немногие.

Да и вообще, возможен ли хеппи-энд у этой истории? Ведь проблема по-прежнему не решается. Вместо ликвидации причин мы опять наблюдаем пожарную борьбу со следствиями. Проблема в том, что слияние двух поставщиков тепла, начатое под флагом борьбы за обеспечение казанцев дешевым теплом и о необходимости которого разговоры ведутся уже не один год, не завершилось, и неизвестно, когда завершится. А правительство республики и Казанский горисполком, вместо того чтобы в кратчайшие сроки довести до логического конца процесс слияния и обеспечить единый тариф на тепло для горожан, выпускают пар - самым бедным горожанам, словно кость, бросают субсидию и показательно увольняют "стрелочника" - председателя РЭК. И продолжают утверждать, что тарифы на ЖКУ выросли в Казани не более чем на... 15 процентов.

Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"